Предназначение дракона-2.Пути решения проблемы

С 17 апреля по 17 июня 2004 года фирма "Хетек" и компания Metso-Lindemann второй раз проводят акцию "ОЧИСТИМ НАШ ГОРОД ОТ АВТОЛОМА".

Ее цель - помочь городским органам власти в освобождении дворов, улиц и проездов от бесхозной "автонедвижимости". Утилизация юридически очищенного транспорта пройдет на современном шредерном заводе по утилизации автомобильного и бытового лома, принадлежащем ООО "Хетек". Еще одна задача акции - привлечь внимание законодательной и исполнительной власти различных уровней к проблеме отсутствия федерального закона об утилизации транспортных средств. Организаторы надеются, что такие ежегодные акции войдут в традицию.

Как кормить "драконов"?
На вопрос, чем кормить "драконов", ответить легко: в металлолом можно сдать стальные, листовые, полосовые и сортовые отходы, кровлю, легковесный промышленный и бытовой лом, любые металлоконструкции и любой автолом, в том числе и автолом в сборе, кабины тракторов и грузовых автомобилей, кузова легковых автомашин и автобусов, кусковой лом и отходы производства, а также любые изделия из черных металлов, пришедших в негодность. Шредерный завод способен перерабатывать любой лом черных металлов толщиной до 5 мм.

Более сложен вопрос, как кормить "драконов", как именно организовать сбор бесхозных автомобилей, их юридическую очистку и транспортировку?

На Западе утилизацию автомобиля обязан оплатить сам автовладелец. Утилизация обязательна: если автомобиль просто брошен, то штраф может быть гораздо больше, чем стоимость утилизации. На автомобиль, оставленный в неположенном месте, полиция прикрепляет официальное уведомление о том, что по истечении четырех недель эта машина будет утилизирована без согласия владельца.

Автомобили разбирают только те компании, которые работают по специальной лицензии. Только такие компании имеют право ставить штамп на документы, необходимые для освобождения автомобилиста от налога на владение автомобилем.

Для многих компаний-производителей и продавцов автомобилей мощным рекламным ходом становится введение новой услуги - переработки за счет этой компании любого автомобиля, купленного у них. При зтом старый автомобиль принимается в зачет стоимости новой модели той же марки. Часть компаний-производителей имеет и лицензии металлопереработчиков.

За транспортировку металлолома шредерной компании платит город или земля. Выплаты идут из налоговых сборов с автовладельцев, которым невозможно освободиться от выплат без свидетельства об утилизации их машины. Подобная мера весьма разумна, поскольку иногда стоимость металла может быть ниже цены утилизации. Именно благодаря такой схеме работы, маталлопереработка и рециклинг остаются прибыльным делом.

У нас утилизация автомобиля необязательна. Более того, брошенный разукомплектованный транспорт не считается бесхозным - в любой момент может появиться владелец машины! Сложности возникают и в том случае, если автомобиль 10 раз передан по доверенности и найти владельца просто невозможно. Может быть, он уже давно умер? А может быть, он вернется за останками своей машины и через 11 лет! В этом случае владелец все равно будет в своем праве. До принятия федерального закона об авторециклинге все сложности, связанные с выявлением владельца бесхозного автомобиля, ложатся на плечи сотрудников жилищных контор, участковых милиционеров и сотрудников ГИБДД.

По закону нельзя утилизировать не снятый с учета автомобиль. Специальная обязательная процедура снятия автомобиля с учета называется "выбраковкой" и производится бесплатно, беспошлинно и вне очереди. Более того, один из дней в районных управлениях ГИБДД посвящен выбраковке целиком (обычно это среда). Для снятия автомобиля с учета требуются только заявление и личный паспорт. Утилизировать автомобиль можно или после добровольного отказа автовладельца от своей собственности, или по решению суда. Инициировать дело о снятии автомобиля с учета тоже непросто. Первый путь для жильцов дома, под окнами которого стоит разукомплектованный автомобиль, - обратиться к участковому милиционеру. Тот может установить владельца машины и попросить его отказаться от своего имущества. Для автовладельца это может быть выгодным, поскольку от налогового сбора с владельцев транспортных средств у нас тоже без такого заявления не освободят. Второй путь - обратиться в налоговую инспекцию. В случае неуплаты налога инициатором суда может стать налоговый орган.

Собственной юридической службы у компании "Хетек" нет, так что приходится пользоваться услугами других юридических организаций. Первый вопрос к любому гражданину, который просит забрать машину: "Являетесь ли Вы владельцем автомобиля?". Второй вопрос: "Снят ли автомобиль с учета?". Именно стремление всегда действовать строго по закону и оградило компанию "Хетек" от претензий: за все годы работы не было ни одной.

В середине апреля в Московской Городской Думе прошло первое слушание законопроекта об авторециклинге. В Московской области разработан законопроект "Об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, комплектующих и материалов".

Образцом для Санкт-Петербурга может послужить и московская схема рециклинга. На 10 административных округов и 125 муниципальных образований Москвы приходится 2 млн 600 тыс. автомобилей; ежегодно приходится вывозить как минимум 50 тыс. машин. Естественно, что этой проблемой московские власти занимаются вплотную уже с 1998 г.

В 2001 г. было принято постановление правительства Москвы 1125, посвященное авторециклингу и вводящее конкурсный отбор предприятий, занимающихся вывозом бесхозных автомобилей. Постановление устанавливает 20-процентные льготы первичным переработчикам автомобилей и 50-процентные - для промышленной переработки. Кроме того, постановлением регламентировано создание контролирующей компании.

Более 10 тыс. т автомобильного лома утилизировал союз "МосАвтоРециклинг". Кроме того, на счету у этой компании 39 тыс. т бытового лома. Общий объем вывезенного лома - 763 тыс. кубометров, а экономия для городского бджета - около 607 млн руб. Мэрия Москвы является соучередителем компании - 26 акций принадлежит ей. Структура компании состоит из трех уровней. Первый из них - местный. Второй - управляющая компания уровня префектуры. Третий - городская комиссия по авторецилингу. В Санкт-Петербурге общей схемы сотрудничества с администрацией города нет, так что с администрациями каждого из районов города работают индивидуально. Соответственно, механизмы сбора и юридической очистки бесхозных и разукомплектованных автомобилей, подлежащих утилизации, могут очень сильно различаться. В Выборгском районе поиском бесхозных автомобилей занимаются работники ГИБДД. Они сами составляют программы, проводят юридическую очистку автомобиля и дают металлопереработчикам координаты местонахождения бесхозных машин. Это половина дела: тем остается прислать манипулятор, вывезти автомобиль и переработать его. Технические проблемы помогает решить сотрудничество с компанией "ЛенАвтоТехника". В Кировском районе находить брошенные автомобили помогают работники ЖЭС. В Автово с металлопереработчиками сотрудничает депутатская группа. Депутаты собирают заявки от населения, разыскивают владельцев машин и помогают снимать разукомплектованные автомобили с учета.

В Московском районе в 2003 г. силами муниципалитета было вывезено всего 117 бесхозных автомобилей, и отправка каждого была согласована с владельцем. По другому пути пошли в Василеостровском районе, где за 2003 г. утилизировали на перерабатывающем отделении "Вторчермета" 450 автомобилей, а еще 200 эвакуировали на специальную площадку. При этом процедуру юридической очистки автомобиля и согласования его эвакуации с автовладельцем проводили далеко не всегда, ссылаясь на распоряжение губернатора от 2000 г. 989Р "О дополнительных мерах обеспечения безопасности в Санкт-Петербурге". По словам начальника отдела благоустройства Василеостровского района Олега Фадеенко, это распоряжение предписывает главам администрации находить и эвакуировать все подозрительные автомобили, в которых могут быть заложены взрывные устройства. Владельцев же таких автомобилей ждет штраф от 1 до 10 МРОТ, так что претензий у автовладельцев еще не возникало ни разу. Действительно, трудно представить себе человека, который ради каких-то жалких запчастей захочет связываться с властями, не устающими повторять о суровых мерах борьбы с терроризмом во всех его проявлениях, и далеко не каждый готов проснуться на следующее утро "пособником мирового терроризма". При всей кажущейся прямолинейной эффективности этого метода очистки города от старых (а в потенциале - и новых!) автомобилей, это не стиль "Хетека", который предпочитает следовать и духу Закона, и его букве.

Оптимальная схема была выработана в Калининском районе. Там организована площадка, на которую брошенные машины свозятся силами районного Отдела по эвакуации бесхозных автомобилей. Кроме того, Отдел по эвакуации составляет списки бесхозных автомобилей и согласовывает их с ГИБДД. После установления личности владельцев этих машин и оформления снятия автомобиля с учета машины считаются юридически очищенными, и остается только очистить от них город в буквальном смысле. Когда на площадке накапливается около 50-70 автомобилей, туда выезжает передвижной пресс ЗАО "Авантек", коммерческого партнера ООО "Хетек", отвечающего за поиск сырья, заключение договоров, закупку и вывоз лома черных металлов для утилизации на шредерном заводе "Хетек" в Горелово. Мобильный пресс помогает быстро подготовить лом к транспортировке, а манипуляторы, смонтированные на базе КАМАЗов, способны быстро погрузить и вывезти останки автомобилей на завод. Если площадка складирования металлолома охраняется, то ЗАО "Авантек" может оставить для накопления лома на 2-3 дня специальный 24-кубометровый контейнер, лом из которого можно будет также спрессовать на временной площадке. По заявкам поставщиков передвижной пресс могут направлять к площадкам, находящимся в радиусе 80 км от Санкт-Петербурга. Такая акция уже проводились в Сестрорецке, где на базе брошенной лесопилки удалось спрессовать и погрузить около 200 т металла, и в Киришах, где лом силами заводской техники свезли на две промежуточные площадки. Самое дальнее путешествие передвижного пресса - 100 км от города. Дальше - нерентабельно.

Термос на ...колесах
В Нижнем Новгороде не так давно был разработан и запущен в производство новый уникальный термофургон на базе цельнометаллической "Газели". И не просто термофургон, а с холодильником. Его уникальность в цене, очень невысокой. Подобная машина стоит от 246,5 тысячи рублей, цельнометаллические "Газели" пользуются особым спросом у предприятий малого и среднего бизнеса для перевозок продуктов питания
Ралли "Трофей Пено-2005":финальный "трофей": за каждую секунду
Ралли "Трофей Пено" финальный, решающий этап Кубка России. А поскольку чемпионат уже завершился полмесяца назад, то это фактически и финал "большого" раллийного сезона. Нынешняя формула проведения Кубка достаточно разумна. Из дюжины его этапов спортсмены могут выбирать наиболее удобные и доступные для себя и набирать на них очки. В зачет идет пять лучших результатов. Есть и возможность исправить ошибку, съездив на большее число гонок. А уж если претендуешь на призы добро пожаловать на финал
Мячково. поехали все сразу
Класс "Туринг" исторически - один из самых любимых российскими болельщиками. Однако чтобы оставаться на современном уровне, и "туристы" вынуждены были пуститься в "гонку вооружений". Соответственно росла стоимость участия, и наметился было отток команд. Но вот уже второй сезон число автомобилей на старте приблизительно одинакова. В Мячково состоялся дебют и нового коллектива

Проблему могло бы решить использование железных дорог, но транспортировка 23 т лома даже в черте города, от "Электросилы" до Лигово, где находится завод "Хетек", стоит 7 тыс. рублей. Разумеется, железнодорожные перевозки по области тем более не могут стать рентабельными до изменения железнодорожных тарифов на лом. Если бы тариф был хотя бы таким же, как на непереплавленную железную руду, можно было бы подумать и о ломе из маленьких северных городков, служивших местами дислокации войск, о Сибири и Байкало-Амурской магистрали. Но пока не приходится думать даже о Ленинградской области.

Предложения о сотрудничестве разосланы во все административные подразделения города. В перспективе - сотрудничество с Пушкинским и Адмиралтейским районами. Однако главный дивиденд от прошлогодней акции, на который рассчитывали металлопереработчики, получен не был: взаимопонимания с городской администрацией в целом достичь не удалось.

Несмотря на пробелы в федеральном законодательстве, решить задачу освобождения территории города от автомобильного и бытового металлолома можно. Правда, не слишком быстро: основная техническая проблема и наиболее затратная часть утилизации - это погрузка и подвоз металлолома. Если в Ленинградской области время уходит на дальнюю дорогу, то в центре города - на сложную погрузку. Кроме того, не все районы Санкт-Петербурга одинаково удобны: особенно сложно работать в тех районах города, где проезду манипуляторов мешают низкие троллейбусные провода. Техническое решение проблемы всегда легче организационного: утилизация одного автомобиля длится не более 5-7 минут. На проектную мощность - 40 т в час - завод смог выйти только в мае прошлого года. Всего в 2003 г. было переработано более 6 тыс. автомобилей, но мощности завода позволяют переработать все автомобили не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и всего Северо-Запада.

Окончание в следующем номере

Сергей Коробейников