Зимняя резина

В нашем климате уже с ноября ездить на летних шинах опасно. Между тем многие автомобилисты не отличаются предусмотрительностью, поэтому пик продаж зимних шин приходится на декабрь. А для компаний, торгующих шинами, сезон закончился: подавляющее большинство зимних шин продают с середины октября до новогодних праздников. Для автолюбителей, правда, проблема езды по снегу, наледи и хлябям все еще актуальна - зимняя резина будет нужна чуть ли не до майских праздников.

Когда начинается "зима"?

Основное отличие зимних шин от летних - не в шиповке, а в самом качестве резинной смеси. Летняя резина слишком жестка для зимы, и глубина протектора летней шины слишком мала для зимней дороги. Это и понятно: более твердые летние шины истирались бы на твердом асфальте быстрее, да и шума от шины с грубым узором рабочей поверхности гораздо больше.

Резинная смесь летних шин не рассчитана на употребление при отрицательной температуре. Даже на легком морозе летние покрышки твердеют еще больше. Их сцепные свойства резко снижаются, и окаменевшая шина начинает скользить. Колеса пробуксовывают, и машину начинает заносить на поворотах. Часто автомобиль теряет управление, и статистика ДТП наглядно подтверждает необходимость вовремя сменить резину. Именно поэтому надо обувать свой автомобиль по-зимнему уже с начала октября, с первыми заморозками, не дожидаясь снега.

В Финляндии большинство автомобилистов уже к началу ноября успевают поменять летние шины на зимние. А вот с 1 декабря по 28-29 февраля ездить на летней резине запрещено законом. Действие этого закона смогли испытать на себе и некоторые российские автомобилисты, попытавшиеся в эти три месяца въехать на территорию Финляндии без зимних шин В России таких законодательных норм нет. Если бы даже и были - ничего бы не изменилось.

Финский закон не запрещает использование зимних шин без шиповки, но подавляющее большинство финнов - почти 90 - все-таки ездят на шипованной резине. Зато в этом специальном законе оговариваются и тоннаж автомобиля, и состояние протектора шины. Минимальная допустимая глубина протектора - 3 мм.

Чем "зима" на "лето" непохожа?

По каким показателям зимние шины отличаются от летних? Во-первых, используемый материал обладает повышенной эластичностью, а главное - способен сохранять эластичность при довольно низких температурах. Коэффициент трения у зимней резины выше, а следовательно, и сцепление с дорогой лучше. Подобных свойств материала удалось достичь благодаря использованию натурального каучука и различных добавок с содержанием кремния. Такие добавки называют "силика".

Если рассмотреть зимние и летние покрышки одного класса, то главным отличием зимних будет чуть более высокий профиль и чуть меньшая ширина. Проходимость такой шины больше, да и сопротивляемость боковому заносу возрастает. Очертания профиля в целом становятся более угловатыми: чем больше силуэт шины напоминает прямоугольник, тем эффективнее работа протектора.

Для того чтобы колесо лучше вгрызалось в лед и плотный наст, а также могло "самостоятельно" очищаться от налипающего снега и ледяной крошки, в зимних шинах применяется "агрессивный" протектор. Его грубый рисунок состоит из громоздких сегментов, разделенных сетью глубоких и широких каналов. Центральные сектора, отличающиеся от так называемых "плечевых" чуть меньшим размером, часто именуются "ламельными" блоками из-за густой сетки сложных мелких прорезей - ламелей. Такие прорези-водоотводы резко повышают сцепные свойства шины. Количество ламелей на одном колесе может достигать полутора тысяч, а их структура и рисунок рассчитываются на компьютере по специальным алгоритмам, которые каждая фирма-изготовитель хранит в секрете.

В последнее время очень распространено "объемное" ламелирование, использующее эффект деформации покрышки. Ламели нанесены так, что во время резкого старта или торможения возникающая в зоне контакта с дорогой дополнительная нагрузка способна деформировать протектор в продольном направлении. В результате обнажается множество скрытых ранее острых кромок, что позволяет на несколько секунд повысить сцепление с дорогой именно в тот момент, когда это крайне необходимо.

Технические инновации не пропали даром: тормозной путь автомобиля на заснеженной и обледеневшей трассе сократился на 40-50. Резко увеличились сопротивляемость боковому заносу и устойчивость, пробуксовка колес уменьшилась, комфорт и безопасность водителя возросли настолько, что уже весь мир признал преимущества сезонной смены покрышек.

Зимняя резина применяется во многих странах. Однако погодные условия в разных широтах сильно отличаются друг от друга. Именно поэтому покрышки, изготавливаемые разными производителями, сильно различаются по своему внешнему виду. Существует условное деление зимних шин на "европейские" и "скандинавские". Последние отличаются более сложным узором протектора и большим количеством острых граней и грунтозацепов. "Скандинавские" покрышки, предназначенные для суровых условий севера, несколько жестче своих европейских собратьев, ведь им придется вгрызаться в обледеневшее дорожное покрытие гораздо чаще. Существует еще один важный для автолюбителей момент: обычно зимние шины имеют направленный протектор, а иногда и асимметричный рисунок. Именно поэтому очень важно проследить, правильно ли установили такие шины.

Как выбирать "зиму"?

Для того чтобы правильно выбрать зимние шины, достаточно обратить внимание на их маркировку. На боковине зимней шины, как и на летней, содержится почти вся информация о ней. В основе маркировки лежат сведения о геометрических параметрах ее профиля (поперечного сечения): ширина профиля в мм и его высота, именуемая серией. Последняя измеряется в процентных долях от ширины. На полнопрофильных шинах (так называются шины с высотой 80) серия обычно не указывается.

За этими двумя величинами, разделенными дробной чертой, обычно следует буква "R", говорящая о том, что данная шина "радиальная" (нити корда расположены от борта к борту параллельно друг другу). После этого проставляется посадочный диаметр колесного диска, на который эта покрышка будет монтироваться (в дюймах), цифровое обозначение коэффициента (индекса) максимально допустимой нагрузки и буквенное обозначение индекса максимально допустимой скорости. Индексы грузоподъемности и скорости можно перевести в килограммы и километры в час, пользуясь стандартными таблицами, которые можно найти в любом магазине или автосервисе.

Целиком маркировка шины может выглядеть так: 185/70 R14 85 V. О том, что шина зимняя, может говорить маркировка "M + S" ("Mud + Snow" - "грязь + снег") и реже - "Winter" (зима). А вот некоему квадратику, с заключенной в нем снежинкой, особенно в смелом соседстве с другими квадратиками, несущими какие-нибудь капельки или даже солнышки, особо доверять не стоит. Подобная претенциозная мозаика говорит лишь о том, что производитель данной шины считает ее "универсальной" или "всесезонной", но это, к сожалению, только его мнение Настоящей "всесезонки" - шины, изготовленной из материала-хамелеона, способного в широком спектре изменять собственные свойства вслед за погодными условиями и в полной мере отвечать текущему состоянию трассы, пока не существует.

Как встречать "зиму"?

Итак, шины куплены и поставлены. Можно расслабиться? Никак нет: новые зимние шины нужно специально обкатывать. На шинах без шипов нужно проехать не менее 100 км со скоростью не более 80 км/ч, а на ошипованных шинах - не менее 300 км со скоростью не более 60 км/ч.

Кроме того, на управляемость автомобиля очень сильно влияет сход-развал, так что заезжать на стенд с началом зимы - очень полезная календарная традиция.

Давление в зимних шинах следует измерять на холодных колесах. Само давление не должно сильно отличаться от того, какое вы привыкли держать летом. Некоторые считают, что уменьшение давления, рекомендованного производителем, на 0,1-0,2 Атм увеличивает сцепные свойства колеса на заснеженной дороге. Однако нельзя забывать, что при этом сильно уменьшится эффективность борьбы протектора с ледяной коркой и укатанным настом. Понижать давление более чем на 0.2-0.3 Атм и вовсе опасно. Для тех же шин, которые снабжены шипами, уменьшение давления недопустимо вовсе. В противном случае Вы рискуете просто потерять шипы, да и сцепные свойства покрышек и их сопротивляемость износу будут крайне низки.

Как ездить на зимней резине? Чем отличается сам стиль вождения? Не надо забывать, что ни зимняя резина, ни шипы, ни цепи не являются гарантией полной безопасности. Сцепление с дорогой все равно будет хуже, чем летом. Поэтому рекомендованный для продления срока службы покрышек умеренный скоростной режим придется очень кстати: любовь к быстрой езде плохо сочетается с любовью к русской зиме.

Кроме "механической" подготовки к зиме, имеет смысл провести и "психологическую": побороть страх перед снегом и гололедом. С первым снежком надо подыскать ровную открытую площадку, где можно потренироваться: почувствовать, как управляется машина при торможении, как входит в занос и как из него выходит. Одна получасовая тренировка лучше всяких советов подскажет, почему нельзя двигаться на нейтральной передаче или с выжатым сцеплением, почему нельзя тормозить резко или "в пол", почему нельзя "докручивать" руль в сторону поворота, если машина продолжает ехать прямо, почему нельзя резко прибавлять газ вообще, а не только в повороте.

Вот несколько приемов, которые могут помочь приобрести уверенность на зимних дорогах. Если перед приближением к повороту последовательно переключаться "вниз", то, притормаживая двигателем, вы уменьшите риск блокировки колес. Если при торможении машина не слушается руля, то это значит, что передние колеса скользят. В этом случае тормоз надо отпустить и тут же нажать снова, но уже слабее. Руль не надо вращать до тех пор, пока не восстановится управляемость.

Как не перегреть "зиму"?

Что опаснее всего на зимней дороге? Тепло. Точнее, вода, в которую превращается снег или лед от трения шин. При движении автомобиля по дорожному покрытию силы трения скольжения и качения, а также активное межмолекулярное трение частиц сжатого газа в баллоне колеса и деформируемого материала протектора вызывают общий нагрев поверхности шины. Чем больше скорость автомобиля, тем интенсивнее разогревается покрышка. На зимней дороге этого тепла вполне достаточно, чтобы в пятне контакта постоянно оказывалась влага от подтаявшего снега. Даже при очень низкой температуре тонкий слой воды, находящийся между протектором колеса и покрытием трассы, действует как смазка. На голом льду или плотно укатанном снежном насте, где коэффициент трения и без того крайне мал, сцепные свойства колеса зачастую перестают отвечать даже минимальным требованиям безопасного вождения. Здесь не помогут ни грунтозацепы, ни ламельные блоки.

Средством от этой беды стали шипы противоскольжения. Тот же принцип использовали и задолго до автомобильной эры, когда подобные шипы вбивали в колеса гужевых повозок. Заклепки против пробуксовывания, которые в начале ХХ века применяли для шин только спортивных автомобилей, в скором времени завоевали популярность среди автолюбителей.

Современный шип так же отличается от этих заклепок, как заклепки от гвоздей в деревянных колесах. Он представляет собой сверхпрочный стержень небольшого диаметра, запрессованный или впаянный одним концом в корпус из алюминия или стали. Материал для этого корпуса - нерабочей части шипа - подбирается с таким расчетом, чтобы корпус истирался одновременно с протектором, а рабочая часть выступала на постоянную, заданную величину. Сама рабочая часть, полученная методом порошковой металлургии, тоже изнашивается. Корпус закрепляется в протекторе шины в специальном отверстии-гнезде. Для того чтобы корпус лучше держался, ему придают сложную форму. У каждого шипа - не меньше одного крепежного фланца. Рабочая твердосплавная часть выступает над протектором всего лишь на 1,5-2 мм. Эта высота оптимальна для того, чтобы шип обеспечивал необходимое сцепление с дорогой. Кроме того, можно не опасаться, что чрезмерная изгибающая нагрузка вырвет шип из колеса.

Кубок России. Борьба обостряется
Раллийная трасса в Ростовской области достаточно интересная, и этапы чемпионатов и кубков России проводились здесь давно. Но привычка местной команды организаторов походить к проведению своего соревнования по старинке, во многом надеясь на извечный русский "авось", привела к тому, что спортсмены стали приезжать все с меньшим интересом. А затем ростовский этап оказался исключенным из календаря основных раллийных серий. Сегодня возрождает раллийные традиции новая команда организаторов
Техника для правки дисков
Премьер" - УНИКАЛЬНЫЙ ДИСКОПРАВ для шиноремонтных мастерских, заинтересованных в повышении эффективности своего бизнеса. Новинка 2003 г. - уникальный стенд "Премьер", предназначенный для правки дисков легковых автомобилей и микроавтобусов
Проходим ГТО
Государственная инспекция безопасности дорожного движения напоминает о необходимости предъявлять свой автомобиль для проведения государственного технического осмотра. Год и месяц проведения осмотра вашего транспортного средства были назначены Государственной инспекцией во время предыдущего осмотра, то есть вы должны представить свой автомобиль для прохождения ГТО не позднее срока, указанного в талоне

В зависимости от типоразмера шины на одном колесе может быть от 80 до 150 шипов. При увеличении числа шипов удельное давление на каждый из них (так называемая "сила прокола") уменьшится, и на некоторых дорожных покрытиях сцепные свойства колеса значительно ухудшатся.

Шипы располагаются в плечевых зонах протектора по сложной схеме. Стройные монотонные ряды шипов на колесе недопустимы, хотя иногда такие рисунки все еще встречаются. Месторасположение "коготков" подбирается таким образом, чтобы в пятне контакта одновременно находилось порядка 8-12 шипов. Некоторые производители зимней резины выпускают покрышки без шипов, но с готовыми гнездами для них. Ошиповке не подлежат только те шины, на которых с самого начала нет необходимой разметки.

Единой системы маркировки для шипов не существует. Обычно в обозначениях указаны диаметр нижнего фланца корпуса, количество фланцев и полная высота шипа. Однако за более подробными разъяснениями лучше обращаться к продавцу.

Чтобы шипы в полной мере смогли проявить свои сцепные свойства, а также накрепко зафиксировались в своих гнездах, новые колеса должны пройти обкатку. Вам придется наездить около 200-300 км со скоростью не более 60-70 км/ч.

Ощерившаяся шина способна бросить вызов самому гладкому и прочному льду. У автомобиля, оснащенного ошипованными колесами, существенно возрастает курсовая и поперечная устойчивость, уменьшается вероятность пробуксовки, а тормозной путь сокращается на 30-40. На других снежных покровах преимущества шипов столь же несомненны. Однако вопрос о том, стоит ли применять шипы, остается открытым: минусов у шипованных шин не меньше, чем плюсов.

Шипы: за и против, против, против

Шипы отлично зарекомендовали себя в условиях гололеда и на твердом укатанном насте. Но гораздо чаще даже зимой приходится ездить по асфальту. И вот здесь как раз начинаются проблемы

На чистом или мокром асфальте сцепные свойства ошипованных колес весьма и весьма низки. Автомобиль скользит на металлических шипах не хуже, чем на полозьях коньков. По сравнению с показателями обычной зимней резины тормозной путь увеличивается на 10-20.

Второй проблемой становится шум, которого от ошипованных колес вдвое больше, чем от обычных. Однако даже в крупных городах уровень шума не смог бы стать решающим аргументом в пользу запрета зимних шин!

Третья и самая важная проблема в том, что ошипованные колеса наносят серьезный вред дорожному покрытию. Вгрызаясь в него, металлические коготки медленно, но верно разрушают поверхностный слой автотрассы. Асфальтовая пыль попадает в атмосферу. А если вспомнить, что эта пыль является канцерогеном, становится понятно, что шипы опасны и для здоровья людей. Последнее обстоятельство особенно взволновало борцов за экологическую чистоту. Во многих цивилизованных странах мира к недовольным голосам не могли не прислушаться: в конце 1974 г. выходит запрет на использование шипов в Западной Германии. В дальнейшем это повлекло за собой изменения в законодательствах и ряда других государств. На данный момент в большей части развитых стран, где погодные условия зимой не слишком суровы, от шипов отказались полностью. В некоторых странах запрет распространяется не только на использование, но и на производство шипов. Тем не менее, многие государства северных широт не спешат ставить шипы вне закона. Климат там жестче, и дороги в зимний период гораздо опаснее. Следовательно, и формулировка вопроса выглядит уже несколько иначе: правомерно ли в борьбе за здоровье людей подвергать в то же время угрозе их жизни? Скандинавия и ряд других стран нашли компромиссное решение проблемы: применение ошипованной резины разрешено, но только в определенный, ограниченный период, обычно с ноября-декабря по март-апрель. При этом и высота, на которую шипы выступают над протектором, и скоростной режим движения автомобиля четко регламентированы законом.

Ситуация в России в корне отличается от европейской: угроза экологии и уровень шума никого всерьез не беспокоят. Что и говорить, если у нас еще недавно по столичным улицам с завидной регулярностью раскатывали танки. Никакого четкого законодательства относительно шипов, разрушающих дорожное покрытие, нет. Кроме того, большинство автомобилистов сходится на том, что нет и самих дорог - было бы что разрушать! Так или иначе, но у нас не возбраняется колесить на шипах любой длины хоть круглый год. Единственное, что придется сделать - установить на заднее стекло значок "Ш".

Сколько у нас "зим"?

Вы думаете, одна? А вот у ваших автомобилей совсем другое мнение. Для них мокрый и сухой лед, укатанный и рыхлый снег, снежная каша или ледяная шуга - абсолютно разные типы "дорожных покрытий". Зимняя погода, особенно в последние годы, крайне непредсказуема и изменчива: затяжные оттепели чередуются с тридцатиградусными морозами. У большинства автолюбителей нет ни времени, ни желания оперативно реагировать на эти перемены. Получается так, что установленная поздней осенью зимняя резина служит владельцу до самой весны. Хозяин автомобиля и сам отлично понимает это, а потому подбирает резину в расчете на худшие дорожные условия, с которыми ему предстоит столкнуться. В итоге его зимняя резина находится в полном соответствии с погодой в лучшем случае треть сезона: зима зиме рознь.

Можно ли изменять сцепные свойства колес не прибегая к перебортовке покрышек? Оказывается, можно. Простым решением этого вопроса вполне можно признать применение цепей противоскольжения. При определенной сноровке надеваются они достаточно быстро, а поведение автомобиля на трассе изменяется до неузнаваемости. К тому же эти простые приспособления просто незаменимы при езде по глубокому и рыхлому снегу, где обычные зимние шины, пусть даже и ошипованные, оказываются бессильны.

Автомобильные цепи противоскольжения представляют собой систему звеньев, оплетающих покрышку по всей рабочей поверхности. Два цепных круга располагаются по бокам колеса параллельно друг другу, а между ними по протектору в натяг укладываются рабочие участки-перемычки. Материалом обычно служит металлический или алюминиевый пруток, хотя встречаются также конструкции из пластика и резиновых жгутов. Как устанавливать цепи - наезжая на них или оплетая ими колеса неподвижного автомобиля - зависит от устройства замка. Оснащать цепями следует ведущие колеса. У полноприводных моделей в цепи заковываются все четыре колеса, но в крайнем случае можно оснастить ими только переднюю ось.

Сравнение с кандалами - не риторическая фигура: "закованные" колеса теряют балансировку, поэтому скорость перемещения лучше держать в рамках 50 км/ч. Такой скоростной режим будет оптимальным и для сохранности самих цепей. Кроме того, по расчищенному асфальту в цепях лучше не ездить. И вовсе не потому, что они вредят окружающей среде или дорогам! Здесь следует опасаться за сами цепи При использовании цепей вибрация и уровень шума заметно возрастают. Однако во многих европейских странах эти кандальные устройства весьма популярны. Быть может, сыграл свою роль и запрет на шипы. Как бы то ни было, в некоторых странах отсутствие цепей в непогоду даже карается штрафом.

И "лето", и "зима": как быть?

Что может быть хуже того, чтобы ездить зимой на летних шинах? Только езда на зимних и летних шинах одновременно. Это не просто полумера. Это иллюстрация того, до чего могут довести полумеры вообще.

Иногда на наших улицах все еще попадаются автомобили, у которых на одну ось поставлены шипованные шины, а на другую - нешипованные Или на одну - зимние, а на другую - летние. А может быть, на одно колесо надеть летнюю шину, на другое - зимнюю без шипов, на третье - шипованную шину, а на четвертое - цепь?

Желательно, чтобы все колеса автомобиля были обуты в шины одинаковой модели. У всех четырех колес должны быть одинаковые сцепные свойства. Единственным исключением может стать применение цепей противоскольжения. В противном случае поведение автомобиля трудно прогнозировать.

Если вы используете не новые шины, то перед установкой необходимо проверить глубину протектора. Если канавки износились до 2,5-3 мм, то такие шины использовать опасно. Шипованные шины также нужно проверить на число шипов: допустимые "потери" - не более 10-15 штук на комплект. Независимо от того, какой привод у вашего автомобиля, шины с более глубоким протектором нужно ставить на переднюю ось. На скользкой дороге наибольшую опасность представляет не занос задней оси, а снос передней - в этом случае машина просто не следует за движением руля.

Что делать с "зимой" летом?

Как хранить зимнюю резину так, чтобы ее хватило на много лет и столько же зим? Во-первых, шины нужно тщательно очищать. В противном случае соль, которую используют коммунальные службы, успеет за несколько месяцев серьезно подправить протектор и нанести вред шипам.

Камерные шины следует располагать вертикально, со слегка надутыми камерами, а бескамерные - горизонтально, по возможности - с распорками, сохраняющими форму боковин.

Кроме того, необходимо помнить, что ошипованные колеса должны всегда сохранять направление своего вращения. Чтобы не проверять на прочность ни свою память, ни шипы, при демонтаже желательно сделать на шине с ненаправленным рисунком протектора какую-нибудь пометку, которая напомнит вам будущей осенью позицию данной покрышки на автомобиле.