05.10.17

Плагиат или совпадение? Воровал ли ГАЗ дизайн "Вепря" у инженера-самоучки?

Скандал с плагиатом разгорелся сразу после презентации внедорожников ГАЗ на выставках: Comtrans-2017 и Армия-2017. Некий немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников разослал в редакции российских СМИ открытое письмо, в котором обвинил нижегородских дизайнеров в плагиате. По словам Постникова, новый "Вепрь-Next" построен с использованием его личных наработок и эскизов. Разрешения на их эксплуатацию дизайнер заводу не давал. Юрий даже прислал свои рисунки, которые были год назад опубликованы некоторыми изданиями.

Сходство действительно есть. Но давайте разберемся по порядку.

Пустые претензии дизайнера-самоучки

На своих страничках в соцсетях Постников указывает, что изучал сварочное производство в российском МВТУ имени Баумана. Также там есть запись о том, что он работал в германском Университете имени Отто фон Герике в Магдебурге. Никаких сведений о его художественном образовании нет. Подтверждают это и эскизы. Эксперты отмечают, что рисунки выполнены непрофессионально. Следовательно, Юрий является самоучкой, который неравнодушен к истории марки ГАЗ. "В данном случае легендарный бренд используется жителем Германии с целью заработать себе на скандальной выходке дешевую популярность. С учетом того, что господин Постников нарисовал в своих эскизах модули автомобилей ГАЗ, теперь его рассуждения о том, что дизайн пикапа „Вепрь NEXT“ имеет схожесть с его рисунками, аналогичны тому, как если бы кто-то пририсовал к Моне Лизе фигуру Витрувианского человека, а потом обвинил бы Леонардо Да Винчи в плагиате, - пояснил руководитель Объединенного инженерного центра „Группы ГАЗ“ Владимир Четвериков".

Проще говоря, Постников ничего нового не придумал. Он просто пририсовал кабину от "ГАЗона NEXT" к кузову от фургона "ГАЗель NEXT". Оба элемента - от серийных продуктов Горьковского автозавода, разработанных конструкторами "Группы ГАЗ", все права на дизайн этих модулей принадлежат компании.

Вам шашечки или ехать?

При этом в представители ГАЗа отмечают, что никакого задания на разработку этого самого дизайна с их стороны не было. В 2016 году Постников сам вышел на специалистов "ГАЗ" на выставке в Ганновере. Он предложил создать в Германии производство внедорожников на компонентной базе ГАЗ. В пресс-службе компании подчеркивают, что идея была в том, чтобы создать автомобиль на шасси "Соболя 4×4", а не "Садко", с модулями от машин семейства NEXT: кузовом от фургона и кабиной от "ГАЗона". Экономически и технологически такой проект в ГАЗе посчитали слишком дорогим. Постников прислал свои эскизы. Его в ответ попросили заполнить стандартную анкету, которую направляют всем потенциальным партнерам перед началом совместной работы. На ГАЗе отмечают, что эта анкета необходима для понимания возможностей компании и уточнения сути ее предложений. Юрий Постников побрезговал анкетой, ответив "Вам шашечки или ехать?". На этом сотрудничество и прекратилось.

За слова ответишь!

Все обвинения Постникова на ГАЗе, конечно, отвергли. Более того, в минувшую пятницу нижегородцы заявили, что планируют подать в суд на дизайнера-самозванца. "Сейчас мы рассматриваем возможность подачи иска. Если мы примем такое решение, то сделаем это с единственной целью - пресечь спекуляции, которые оскорбляют наших инженеров, конструкторов, технологов, работающих над новыми моделями техники марки ГАЗ", - рассказал руководитель Объединенного инженерного центра Группы ГАЗ Владимир Четвериков. Он добавил, что рисунки Постникова - один из тысяч примеров народного творчества и фантазий на тему развития модельного ряда ГАЗа. Разработкой же дизайна "Вепря Next" занимался инженер-конструктор Горьковского автозавода Валерий Челноков.

Я на вас жалобу подам. Коллективную!

Чем же ответил Постников? Он не стал обращаться в суд, так как, по его словам, не верит в справедливость российских судов. Он сделал хитрее, пожаловавшись владельцу ГАЗа, написав открытое письмо. В письме Постников сообщил, что "ГАЗовцы обманули" Олега Дерипаску. "Первый раз - когда целый год получали свои немаленькие зарплаты, ездили в командировки, на выставки по заграницам и никакого продукта сами не создали. Второй раз - когда под видом своей разработки подсунули вам краденое, а сказать об этом постеснялись. Третий раз, когда наплевали на вашу и заводскую деловую репутацию". Заканчивает Постников письмо предложением договориться и не тратить огромные деньги на содержание бюрократов. "Я бы вам сделал эти два ходовых концепта за десятую часть этих денег, а за всю сумму запустил бы их производство и в России и в Германии. Вы - деловой человек, я тоже - давайте договариваться напрямую".

Что ж, следующий ход за руководством "ГАЗа". После таких обвинений уже нет никакого смысла отсиживаться и "рассматривать возможности". Пришло время защищать свою честь. А так как дуэли давным-давно запрещены, остается только суд...

Другие материалы автоблога

28.10.18
Локомотив продаж Nissan в России - компактный кроссовер Qashqai - давно заслужил признание. Первое поколение пришлось на богатые нефтяные годы и разошлось многотысячным тиражом. Любят у нас автомобили, названные в честь племен и народностей. Но дело не только в названии: Qashqai был изначально лишен всех проблем азиатских автомобилей. Ведь его разработали в Европе и для Европы: это была первая модель компании, вышедшая из-под пера дизайнеров и инженеров Старого Света...
19.10.18
Под словом ACTIVE скрывается уникальный набор компонентов. Их главная задача - очищение мотора от отложений, улучшение экономичности и восстановление мощности. "Что такое отложения в двигателе? Это незапланированные визиты в автосервис, дополнительная нагрузка на двигатель, который вынужден работать в тяжелых условиях. Кроме того, срок службы компонентов двигателя также снижается. Эти факторы в итоге оказывают на нас влияние, как на водителей...
18.10.18
Без телефона, как без рук Современные смартфоны не только заменяют собой десяток других предметов (фотоаппарат, компьютер, органайзер, будильник и т.п.), но и делают нашу жизнь комфортней и проще. Компания ExxonMobil решила добавить к полезным функциям гаджетов еще одну. Всем покупателям теперь доступна простая и удобная технология защиты продукции Mobil, которую можно использовать для проверки подлинности...
02.10.18
Вопрос, вынесенный в заголовок, стал одним из самых холиварных (то есть жарко обсуждаемых) за последний год. Если вы пропустили, я напомню сюжет: на таксомоторный рынок внезапно пришли агрегаторы. Первыми были, кажется, Uber и Get Taxi (ныне Gett), в России конкуренцию им составили Яндекс.Такси, RuTaxi, Maxim и другие. Результатом работы агрегаторов стало драматическое снижение цен. Поездки на такси в крупных городах России стали стоить экстремально дешево...
02.10.18
Нынешнее автошоу в Москве не баловало нас мировыми премьерами. В этом году большинство крупных автопроизводителей просто проигнорировали ММАС 2018. Если бы не экспозиции Renault, Lada и Aurus, можно было бы объявлять о полном провале. Неплохо заполнили пространство и китайские компании. Но ощущение пустоты все равно ощущалось. В чем мы не ощущали недостатка, так это в красивых и улыбчивых девушках. Нам больше всего понравились стендистки KIA и Lifan...