Отзыв о ЗАЗ 968 (Заз 968)

Автор:

Об автомобиле:

Кузов: седан , красный, 1974 г.
Двигатель: 1.197 л. , 40 л.с. , бензин
Привод: МКПП , привод задний , руль слева
Куплен в
1974 году.
Пробег
100200 км.

Достоинства:

  • Самый дешевый автомобиль, причем сделан довольно добротно
  • Относительно остальных машин — гораздо меньшая склонность к коррозии
  • Удобен при парковке, маневрировании, т.к. маленький
  • Часть деталей унифицирована с другими советскими авто
  • Оригинальный внешний вид
  • До сих пор часто встречаются машины (968 М) почти в состоянии новых
  • Уютный салон и удобство управления
  • Офигенная проходимость, посадить можно только на брюхо

Недостатки:

  • Маленький багажник. Ну очень маленький!
  • Без доработок для зимы не годится
  • Трудности с запчастями (либо покупка с рук, либо заказ из Украины)
  • Может быть угнан подростками, вскрыт чтобы покататься или чтобы украсть что-либо, плохо лежащее в салоне. Поскольку для малолетних имбицилов ценности не представляет никакой, есть риск, что над машиной поглумятся, выбив стекло, фару и т.п. Замки примитивные

Отзыв:

«Их еще покупают??? О_о»Один мой друг сказал как-то раз: «При покупке авто не ты должен найти машину, а она должна найти тебя». Вероятно, в этом есть определенная доля истины, и косвенным доказательством этого утверждения могут являться многочисленные случаи, когда машине было просто судьбой уготовано остаться именно у этого хозяина, попасть именно в эту семью. Думаю, каждый автомобилист или сам был свидетелем, или слышал истории знакомых о том, как была у них машина двадцать лет, ездил на ней сначала отец, потом сын, потом у сына появилась машина получше, старая постояла в гараже на даче, а потом ее решили продать. Продали, а через месяц машина эта попала с новым хозяином в аварию, да в такую, что вердикт — «восстановлению не подлежит». Только я за свои 10 лет общения с миром автомобилей могу вспомнить таких историй четыре — три из них случились со знакомыми и одна — в нашей семье. Видимо, не только браки заключаются на небесах. Осенью 2013 года я участвовал на своём М-2140 в любительском ралли «Сезон». Изначально оно задумывалось как мероприятие для владельцев отечественных автомобилей (впоследствии количество зачетных групп расширилось ввиду большого количества желающих поучаствовать, но не желающих специально покупать для этого старое корыто). За два дня до ралли на одной из стоянок Минска у нас был организационный сбор, приехали ребята из нашего «Москвич-Клуба», жигуляторы, иномарочники. Стоим, разбираем завтрашний маршрут, сдаём взносы. Вдруг появляются на стоянке двое немолодых мужчин. Как оказалось, они как-то через кого-то узнали, что сегодня у нас сбор, будут автоэнтузиасты разных мастей, и решили предложить машину, если кому-то интересно купить. На встречу они пришли подготовленными: в телефоне мужчины помоложе были подробные фото их семейной машины — 968-го «ушастого» «Запорожца» — который в последнее время стал досаждать тем, что занимает гараж (в семье появилась иномарка, Зазик стал не у дел). Я сразу подумал, что мужчины за семейную машину запросят приличную сумму — в последние годы, ввиду неподъёмных таможенных пошлин и повальной моды на «ретро» (в категорию «ретро», судя по объявлениям, попадает почти любой советский автомобиль, выпущенный до 1991 года, хотя, конечно же, в 90% случаев это обычный авто секонд-хенд), цены на все советские машины формируются не по реальной ценности машины, а с чьей-то легкой руки, это уже не новость.  Опасения мои не оправдались — за машину запросили скромную во всех отношениях сумму в 250 долларов. Со слов хозяев, машина была на полном ходу. Я никогда не питал особой любви к «Запорожцам», однако, увидев, что энтузиазма среди наших «крутых» автоклубистов предложение купить Зазик не вызвало, мне как-то стало неловко. Деньги у меня свободные были к тому времени, гараж для хранения зимой тоже, и я сказал мужчинам: «Если не найдете, куда пристроить машину, звоните мне».Каждый, кто хоть раз расставался с семейным автомобилем, знает, что это бывает трудно — столько воспоминаний связано с машиной! Кого-то из роддома на ней привезли, кто-то девчонок катал, кого-то она выручала в трудное время «таксованием» и т.д. И, конечно же, если ты тридцать лет следил за машиной, знаешь каждый винтик, то хочется продлить ей жизнь, отдав в хорошие руки. Так посчитали и хозяева «Запорожца», и нового владельца выбирали скрупулёзно, если оказывалось, что машина покупается «для рыбалки» или «свояку в деревню, ему в дождь коров пасти, а так хоть крыша над головой будет» — не отдавали. Недели через две позвонили мне. Оказалось, «Запорожец» жил в многоуровневом гараже в одном из старых районов Минска («Хорошая примета», — подумал я). Приехали смотреть. Хороший сухой неотапливаемый гараж, машина прикрыта покрывальцем. Кузов — ни ржавчинки. Немного примято переднее водительское крыло, да под задним бампером «завернулась» кромка задней юбки. Не идеал — но ведь и просят совсем немного денег.  Знаете, как правильно заводить «Запорожец» в теплую погоду? Подсос не достаём, просто нажимаем педаль газа вполовину и поворачиваем ключ — тарарам! Трррам! Затарахтел.Грохот маленького мотора раздался по всему этажу. Прогрели, проехали, потыкали кнопки — ну всё, абсолютно всё работает, светит, моргает! Тормоза тормозят так, что с непривычки (на «Москвиче» поначалу долго ездил с перепускающим главным) надавив на педаль «от души», я чуть лбом стекло не вышиб. Предубеждения — в сторонуПосле переоформления машины я почти сразу поставил ее в гараж — все-таки уже был октябрь месяц, зима не за горами, а ездил я на М-2140. Зимой проведывал Зазик несколько раз. К удивлению моему, заводился он с пол-оборота при —25 С на улице — в неотапливаемом одиночном бетонном гараже было, может —20 (тут отдельное спасибо и аккумулятору «VARTA» — это единственное, что я для «Запорожца» купил, т.к. старый был уже совсем дохлый).Зиму отстоял он «в спячке». Весной меня постигла большая неудача с «сорок первым» (см. мой отзыв «И по душе, и по карману»), М-2140 я отдал старшему брату, а ездить надо (тут у меня как у многих: работаю в одном конце города, живу в другом, на транспорте полтора часа, на машине 20-30 минут, плюс родственники за 250 км от Минска, плюс младший брат-инвалид, которого время от времени надо возить — в общем нужна машина не как прихоть, а вполне конкретно, как жизненная необходимость). А тут — машина в полнейшем порядке, только техосмотр пройти. Хотите верьте, хотите нет — ТО прошел сам с первого раза. Ничего при этом в машине не делая. СО — то, чего я больше всего боялся — и то в норме. И начал я ездить на нем на работу — май, июнь, июль, август… Все ждал подвоха — «ну это ж “Запорожец”, с ним точно должно что-то случиться!» К моему удивлению, с машиной не случилось ничего — как он поехал из ГАИ в гараж прошлой осенью, так он и ездил все лето без проблем. Единственное, что было — это разрегулировалась педаль сцепления и оно недовыжималось. 5 минут времени — и все в порядке. Пока на данный момент это — единственная зафиксированная поломка. Не поломка даже, а профилактика. Наездил я лично на машине, конечно, пока что не так много, чтобы дать максимально объективную оценку запорожского «запаса прочности», но одно могу сказать с уверенностью уже сейчас: если денег нет совсем, а колеса нужны, «Запорожец» — тоже вариант и тоже машина. Свою первоначальную функцию довезти задницу из точки А в точку Б он выполняет. Меня не подвел ни разу за 4 месяца регулярной езды — сказывается уход за автомобилем предыдущими хозяевами. Ввиду того, что «Запорожец» — машина маломощная, его разумнее использовать при езде в городе. Свои «крейсерские» 60-70 км/ч он выдает исправно и честно, а концепция мотора с воздушным охлаждением предопределяет одну интересную особенность — запорожский мотор стынет на холостых оборотах. Лето в 2014 году выдалось с жарой, и каково же было мое удивление, когда даже в жаркий день я проколесил по городу часа четыре, а по приезду домой датчик температуры масла показывал всего 90 градусов (предел, после которого лучше остановиться и остыть — 110, но при исправном термостате и «правильно открытых» заслонках Зазик вряд ли нагреется до ста десяти). За все лето я «загорал» и остывал всего однажды — в полдень, когда было реальное пекло. Но это была скорее мера предосторожности — мощность мотора не падала, я просто решил перестраховаться, увидев что стрелка термометра перевалила за 100.Зимой машину не эксплуатировал и не собираюсь, поэтому про штатный отопитель ничего не скажу. Расход топлива меня порадовал: с моим штатным однокамерным К-125 «Запорожец» вполне укладывается в положенные 6 с копейками литров (без печки). Опытным путем я также пришел к тому, что наиболее оптимальная, крейсерская скорость Ушастика — 60-70 км/ч. В таком режиме и двигатель работает стабильно, без надсадного стона, и воздуха хватает для охлаждения мотора. К такому выводу я пришел во время 120-километрового пробега по трассе. В общем, вывод один: как самый дешевый вид личного транспорта, как «гарантированный минимум» для тех, кому нужно ездить без особых требований к комфорту, «Запорожец» подходит вполне. Как говорится, тоже машина.